Безопасность грузоперевозок: ТОП –10 схем хищения грузов
20 июля 2022
Хищение грузов на российских дорогах стало уже привычным делом. Проблема носит ярко выраженный системный характер.
Самым уязвимым видом транспортировки грузов является автотранспорт. Схемы мошенничества в сфере автомобильных перевозок различны и варьируются от случаев вскрытия пломб на автомобильных стоянках или автозаправках с последующим выносом из кузова автомобиля содержимого, до пропажи автомобилей и водителей вместе с грузом.
О кражах грузов сообщается крайне мало. Информацию о хищениях грузов можно найти на форуме «Пропажа груза» АвтоТрансИнфо, на сайте информационно-аналитической системы ИМПАКТ (обладает уникальной информацией о полной или частичной утрате грузов на территории России и стран Европы при перевозке грузов автомобильным транспортом), на Youtube – канале «Новгородский медведь» и др.
Специалисты Группы компаний РСТБ проанализировали вышеперечисленные информационные ресурсы и подготовили подборку из десяти основных мошеннических схем хищения грузов.
Посредничество
Несмотря на то, что мошенники в основной своей массе люди не ленивые и невероятно творческие, для хищения грузов они используют простой (но несмотря на это эффективный) способ: «встраиваются» в качестве посредника между экспедитором и перевозчиком и оформляют с перевозчиком заявку, указывая в ней нужный им адрес выгрузки (иногда на соседней улице от места загрузки). Чтобы у заказчика перевозки раньше времени не появились сомнения в сохранности вверенного мошенникам груза, в качестве телефона водителя указывают номер мошенника, который представляется водителем. Такая бесхитростная комбинация, которая позволяет похищать грузы стоимостью в несколько миллионов.
Фирмы-однодневки
Весьма простой вид мошенничества, который не требует серьезной технической подготовки. Преступники действуют через фирмы - однодневки или «представителя», который будет заключать сделку якобы от фирмы. Клиент заказывает им перевозку, загружает груз в предоставленный транспорт и... навсегда с ним прощается. Телефоны не отвечают, арендованный офис опустел. На такую нехитрую схему попадаются в основном мелкие и средние компании, не имеющие серьезной службы безопасности или те, кто слишком торопится с отправкой груза. Если вы попались на удочку таких мошенников, не пытайтесь самостоятельно их разыскать, вы потеряете время. Как правило, мошенники прекрасно подготовлены и знают, куда спрятать концы. Обратившись в правоохранительные органы, вы имеете больше шансов отыскать пропажу.
Двойной аванс
Эта схема более сложная. Сюда привлекается «добропорядочная» фирма, но только для получения аванса. От такого мошенничества с грузоперевозками не застрахованы и крупные заказчики. На первый взгляд все благополучно. Мошенники выступают как арендаторы спецтехники, ссылаясь на то, что в данный момент не располагают нужными машинами (заняты, в ремонте и прочее). Они заказывают от своего имени перевозку «хорошей» фирме. Та требует аванс. Передавая документацию клиенту, которому надо переправить груз, мошенники предоставляют договор с «хорошей» фирмой. Клиент переводит деньги на мошеннический счет и ждет загрузки. Мошенники исчезают с деньгами. Заказчик обращается в «хорошую» компанию и интересуется, когда начнется погрузка. Тут все выясняется, конечно. Но фирма вовсе не собирается работать даром, потому заказчику, потерявшему много времени, ничего не остается, кроме как заплатить аванс второй раз.
Фальсификация документов
Крупные компании чаще сталкиваются с проблемой получения грузов по фальсифицированным документам, и количество случаев, связанных с выдачей грузов неуполномоченным лицам является стабильно высоким.
Так, 16 июня 2022г. в г. Москва было загружено транспортное средство грузоподъёмностью 20 тонн грузом «сыр» (ориентировочной стоимостью 10.000.000 рублей). Лицо, представившееся водителем, на погрузке предъявило фальсифицированные документы. В пункт назначения г. Санкт-Петербург транспортное средство не прибыло, груз похищен в полном объёме. Лицо, представившееся водителем, предъявляя различные фальсифицированные документы, в составе организованной преступной группы ранее принимало участие в трех эпизодах, связанных с хищением груза.
Кража с автофургона при ДТП
На дороге могут совершать кражу с автофургона, который попал в ДТП. Водитель, который попадает в ДТП, всегда находится в стрессовом состоянии. Кроме того, он может быть отвлечен общением с другими участниками ДТП или сотрудниками ГИБДД.
Так, в феврале 2021 г. автолюбитель запечатлел довольно грустное зрелище. Фура вылетела с трассы и рассыпала перевозимый груз. Автомобилисты - мародеры воспользовались моментом и выбежали из своих машин, для того чтобы разобрать подгузники. Инцидент предположительно произошел на трассе М5 Е30 Кузнецк - Сызрань.
Маскарад
Грабители надевают форму сотрудников ДПС, останавливают машину, затем из рядом стоящего авто выходят несколько вооруженных людей. Грабителей, которые маскируются под сотрудников ГИБДД, можно распознать по некоторым «мелочам». Отсутствие нагрудного знака сотрудника ДПС, форма не по размеру (слишком большая или слишком маленькая), отсутствие головного убора, самодельный жезл, гражданская обувь, – по таким приметам можно распознать грабителя, который маскируется под сотрудника полиции. Кроме того, в ночное время сотрудники ГИБДД имеют право останавливать автомобили только на стационарных постах. В дневное время сотрудник ГИБДД должен иметь служебную машину, имеющую соответствующую окраску и опознавательные знаки, и проблесковые маячки. Также сотрудники всегда несут службу не меньше чем по два человека.
В качестве примера приведем случай, произошедший в ноябре 2013 г. Грабители в форме полицейских угнали грузовик с брянским сыром. Как рассказали в УМВД России по Брянской области, на 30-м километре дороги Стародуб – Ивантейки фуру остановили трое мужчин в форме сотрудников полиции. Они связали водителя и скрылись на фуре с товаром, цена которого превышает 3,5 миллиона рублей. Видимо, речь шла о продукции Стародубского завода. Получить информацию о движении грузовиков с сыром для грабителей, видимо, не составило труда.
Угон транспорта с грузом
В России происходят угоны фур. Однако нечасто: на их долю приходится всего 0,9% от общего числа нападений на грузовые автомобили.
Так, в конце 2017 года в сводках появились сообщения о том, что по пути следования из Подмосковья в Санкт-Петербург исчез автопоезд, перевозивший шоколад и корма для животных компании «Марс». В полицию с заявлением об исчезновении обратился руководитель предприятия.
Еще один такой инцидент датируется маем 2021 года. Машина индивидуального предпринимателя следовала из Ростова-на-Дону. В прицепе находился кабель для строительных и ремонтных работ. Конечным пунктом назначения был Санкт-Петербург. Но фура туда так и не доехала. По дороге ее угнали.
Водитель-вор
Случается, что «подворовывают» водители. Так, в июле 2022г. на трассе в Липецком районе сотрудники ГИБДД задержали двоих подозреваемых в похищении груза из фуры. 1 июля полицейские получили сигнал о том, что на одной из стоянок для большегрузов на трассе около села Косыревка двое мужчин из фуры достают коробки и грузят в легковой автомобиль. На место сразу же направились госавтоинспекторы. Одного из злоумышленников задержали на месте. Это был водитель фуры. Сообщнику удалось скрыться, но вскоре его нашли полицейские. Коробки с товаром принадлежали крупной торговой сети. Общая сумма похищенного составила более 108 000 рублей.
«Форсаж»
Есть такие «акробаты», которые залезают на фуру сзади так, что водитель грузовика этого не видит (машина злоумышленника находится в «слепой» зоне). Грабят прямо на ходу, выбрасывая груз на дорогу. Сзади, на безопасном расстоянии следует автомобиль сообщников, которые собирают этот груз. Как правило, таким образом крадут что-то легкое. Например, коробки с сигаретами.
В 2021г. полиция Иркутской области сообщила о задержании воров, которые прямо на ходу обкрадывали фуры на трассе Красноярск – Иркутск. Их задержание стало результатом долгой и кропотливой работы полицейских, которую начали сразу после возбуждения уголовного дела в ноябре 2020 года. Тогда в правоохранительные органы обратился водитель-дальнобойщик, ехавший в сторону Иркутска с крупной партией электроники и умудрившийся потерять груз, принадлежавший крупной сетевой компании. Водитель клялся, что нигде не останавливался, и в Красноярске товар еще был внутри фургона, но до Иркутска почему-то не доехал. Ущерб был солидный — около миллиона рублей. Беглый осмотр показал: фуру вскрыли. Но кто мог сделать это на скорости 80-100 километров в час, с которой ехал загруженный коробками с техникой большегрузный автомобиль? Как установило следствие, кража могла произойти в районе города Тайшет – крупного административного центра Иркутской области на пути к Красноярску. Именно там проживала семья, промышлявшая воровством из фур. 54-летнего Виктора Баженова и его 33-летнего сына Дениса оперативники задержали во дворе их дома в Тайшете. Сотрудники уголовного розыска провели тщательный обыск и хоть не сразу, но все же нашли часть похищенной из фуры электроники, так и не доехавшей до магазина. Часть краденого воры успели сбыть. Одной из главных улик против них стал транспорт, специально оборудованный для краж на полном ходу.
Подмена места выгрузки
Распространенная схема мошенничества с подменой места выгрузки до сих пор пользуется популярностью. Так, по информации портала ati.su 24 марта 2021г. компания из Омска выставила на АТИ груз: 20 тонн пива. Выполнить перевозку взялся ИП, в собственности у которого транспорта нет. Он нанял другого индивидуального предпринимателя и в ходе перевозки переадресовал водителя: тот разгрузился не в установленном договором месте, а в пригороде Новосибирска. Дальнобойщика встретили двое неизвестных: один из них расплачивался с водителем, второй в это время сидел в легковушке. Пиво перегрузили в малотоннажники, которые скрылись в неизвестном направлении. Так оно досталось мошенникам.
ГК РСТБ – в помощь бизнесу
Неблагоприятная криминогенная обстановка подталкивает транспортные компании к привлечению специалистов частных охранных организаций к сопровождению грузоперевозок по России и странам СНГ.
Группа компаний РСТБ активно развивает направление «Охрана и сопровождение грузов». Развитие такой специализации – ответ на запрос транспортно-логистических компаний, организующих грузоперевозки по России. Услуга сопровождения распространяется на любое транспортное средство по всей территории Российской Федерации и является лучшим способом защитить товар при транспортировке.
В портфолио Группы компаний РСТБ – успешный опыт сопровождения товарно-материальных ценностей в ряд регионов и городов России. В их числе –Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Казань, Екатеринбург, Мурманск, Северодвинск, Вологда, Камчатка, Краснодарский край, Новгородская область, Пермский край, Владимирская область.
Цифры и факты
54% всех грузов похищается у субподрядчиков экспедиторов, из них 12% – с транзитных складов. 13% краж совершается с собственных складов операторов. 62% убытков от хищений происходят вследствие кражи грузов в пути следования (из них более 20% всех краж происходит на стоянках).
ТОП-5 наиболее популярных направлений грузоперевозок по России: Москва – Санкт–Петербург, Москва – Екатеринбург, Москва – Ростов, Москва – Новосибирск, Москва – Казань.
Наибольшее число краж приходится на продукты питания и напитки (27,80%). Второй по величине похищаемой категорией грузов остаются металлы (10%) – метизы, маталлопрокат/листы. Бытовая техника составляет 8%, автозапчасти – 6,70%, хозяйственные товары – 6,10%, строительные материалы – 5,80%; одежда, обувь и текстиль – 5,20%, химикаты – 4,90%, промышленное оборудование – 4,20%, алкоголь – 3,60%. На высоком уровне остается хищение сборных грузов. Эти цифры приводятся в Совместном отчете TT club, IMPACT и ТАРА о криминальных тенденциях в грузоперевозках в России –2020.
С мая 2012 года по октябрь 2020 года сумма исковых требований, заявленных в арбитражных судах Российской Федерации по спорам, связанным с полной утратой груза в результате мошеннических действий, по данным, опубликованным на сайте arbitr.ru, составила почти 9 млрд руб.
Сегодня профессия дальнобойщика считается самой опасной. Всего в России, только представьте себе, пропадает 30 машин с грузом каждый день. А это значит, что в стране одновременно действует несколько банд, поймать которые не всегда представляется возможным. Наверное, нужно предусмотреть в грузовике тревожную кнопку, чтобы службы быстрого реагирования смогли оперативно отследить место нападения и принять меры к задержанию преступников.
Источники: ATI.SU, «МОНИТОРИНГАВТО», ООО «Панди Транс», «Диспетчер грузоперевозок», ГрузКонсалт, Грузовики и дороги, Youtube – канал «Новгородский медведь», Transport Logistic, Лента.ру, «Курьер. Среда», «Деловая логистиска24», «Вести. Липецк», «Логирус», «Перевозка 24».