Михаил Вдовушкин: «Чем дороже груз – тем выше риски»
28 января 2022
Неблагоприятная криминогенная обстановка подталкивает транспортные компании к привлечению специалистов частных охранных организаций к сопровождению грузоперевозок по России и странам СНГ.
В статистику по кражам попадает как мелкое воровство грузов из транспортных средств, припаркованных на незащищенных стоянках, так и угоны фур с грузом и хищения со складов.
Насколько сегодня востребована услуга «Сопровождение грузов»? Какие грузы в основном сопровождаются? Как сказалась пандемия на грузоперевозках и их сопровождении? Какие способы и виды хищения груза используют преступники?
На эти и другие вопросы отвечает Михаил Вдовушкин, руководитель направления «Сопровождение грузов» Группы компаний РСТБ.
– Насколько сегодня востребована услуга «Сопровождение грузов»? Что представляет собой структура услуги?
В настоящее время сохраняется стабильный спрос на услугу по сопровождению грузов. Ключевые заказчики Группы компаний РСТБ – транспортно-логистические компании. Если говорить о структуре услуги сопровождения, то она включает несколько этапов. В их числе – разработка маршрута, подготовительные мероприятия, погрузка – приемка, сопровождение по маршруту следования, разгрузка – приемка, отчетность.
– Какие самые популярные направления грузоперевозок по России?
Эксперты транспортных служб логистических компаний назвали ТОП-5 наиболее популярных направлений грузоперевозок по России: Москва – Санкт–Петербург, Москва – Екатеринбург, Москва – Ростов, Москва – Новосибирск, Москва – Казань. Выбор направления зависит от многих факторов. В их числе – сезонность, экономическая ситуация региона и др.
–Какова география сопровождения грузов у Группы компаний РСТБ?
В портфолио Группы компаний РСТБ – успешный опыт сопровождения грузов различных категорий в ряд регионов и городов России. В их числе –Москва и Московская область, Санкт – Петербург и Ленинградская область, Казань, Екатеринбург, Краснодарский край, Новгородская область, Пермский край, Владимирская область, Мурманск, Северодвинск, Вологда, Камчатка.
– Как сказалась пандемия на способах хищения грузов?
Пандемия COVID-19 изменила тенденции в способах хищения грузов и характере действий преступников. Мошенничество по-прежнему является главным видом хищений в грузовых перевозках. Региональные ограничения на передвижение привели к смене тактики преступников, которые раньше смогли быстро скрываться с места преступления и оставаться при этом незамеченными. По информации Центра страхования транспортных рисков за время пандемии участились случаи хищения грузов на трассе М-11. Как правило, хищения происходят из контейнеров посредством повреждения пломбировочного троса и последующей имитацией его исправности.
Основными способами нападений по-прежнему являются разнообразные мошеннические схемы и кражи из припаркованных грузовиков. Общим для всех мошеннических схем является водитель, прибывающий на место погрузки, который в свою очередь может являться частью намерений мошенников или использоваться «вслепую». В обоих случаях благонадежность водителя во время проверки его данных не вызывает сомнений, поскольку все документы (удостоверение личности и документы на транспортное средство), если это не фальсифицированные документы, всегда являются подлинными. Только после того, как водитель получил груз, вмешиваются преступники, выдавая себя за владельца товара, перенаправляют автомобиль и груз в другое место назначения. Водитель сам может оказаться жертвой мошенничества. В некоторых случаях может сам являться соучастником хищения.
– Какие способы и виды хищения груза используют преступники?
На сегодняшний день основным видом хищения является мошенничество с использованием фальсифицированных документов или переадресацией водителей в пути следования по телефону для разгрузки в месте, не указанном в транспортных документах, манипулирование адресами электронной почты. Преступники активно используют свои методики оценки рисков для выбора конкретного способа нападения на груз. Они понимают, что чем дороже груз – тем выше риски и, соответственно, выше меры безопасности. Преступники понимают, что могут столкнуться с вооруженной охраной. Поэтому для попытки кражи более ценного груза преступникам придется вложить значительные ресурсы: наем или приобретение грузовика, подделка удостоверения водителя, получение удостоверения законного экспедитора или перевозчика.
Для грузов с более низкой стоимостью преступники обычно выбирают менее ресурсоемкие методы: регистрацию профиля экспедитора на грузовой бирже; использование водителя, который согласится следовать инструкциям преступников при выгрузке товаров в несанкционированном месте вопреки тому, что указано в документах на перевозку.
Уровень подготовки мошенников таков, что при разработке очередной серии хищений они обладают полным пониманием того, как в компании устроена цепочка поставок, каков документооборот и какую информацию должны содержать первичные документы, какой тип и размер транспортного средства требуется для перевозки, каким уровнем подготовки и квалификации должен обладать водитель. И главное – что должен говорить водитель в момент передачи груза. Используя преимущества, предоставляемые различными онлайн-платформами для обмена информацией о грузоперевозках, мошенники пытаются контролировать деятельность своих жертв.
Мошенники стремятся оттянуть факт обнаружения хищения, чтобы совершить максимальное число аналогичных хищений. Как правило, мошенники проявляют активность в пиковые сезоны отгрузок.
– Какие грузы чаще всего похищают?
Наибольшее число краж приходится на продукты питания и напитки (27,80%). Второй по величине похищаемой категорией грузов остаются металлы (10%) – метизы, маталлопрокат/листы. Бытовая техника составляет 8%, автозапчасти – 6,70%, хозяйственные товары – 6,10%, строительные материалы – 5,80%; одежда, обувь и текстиль – 5,20%, химикаты – 4,90%, промышленное оборудование – 4,20%, алкоголь – 3,60%. На высоком уровне остается хищение сборных грузов. Эти цифры приводятся в Совместном отчете TT club, IMPACT и ТАРА о криминальных тенденциях в грузоперевозках в России –2020.
– Где, кто и как совершают кражи?
Географическое распространение хищений зависит от ряда факторов, включая плотность населения и основные отрасли промышленности, действующие в регионе. Мошенники совершают хищения, когда существует наименьший риск быть задержанным. Преступники используют, как правило, несколько способов: выдают себя за фиктивную компанию, выдают себя за законную компанию, используя бренд известного перевозчика, действуют, как законная компания с мошенническими намерениями. Приведу несколько реальных примеров, которые опубликованы на портале IMPACT – цифровой платформе для сбора и анализа данных об утрате грузов.
27 декабря 2021 года в г. Быково Московской области было загружено транспортное средство грузоподъемностью 20 т. строительными материалами. В пункт назначения (г. Краснодар) фура не прибыла. Груз был похищен в полном объеме. У водителя были обнаружены фальсифицированные документы. По предварительной информации транспортное средство ранее принимало участие в эпизодах, связанных с хищением груза.
23-26 декабря 2021 года в Московской, Калужской, Тульской областях была зарегистрирована мошенническая серия с использованием схемы переадресации водителя по телефону для выгрузки в месте, не указанном в транспортной накладной.
– Как минимизировать риски?
Прежде всего – это повышение осведомленности и подготовка персонала, который участвует в обеспечении цепей поставок. В их числе – диспетчеры логистического оператора, водители, менеджеры распределительного центра. Второй момент – проведение проверок для всех участников операционного процесса. В-третьих – применение отраслевых стандартов безопасности. В – четвертых – применение ряда проверочных мер. В их числе – дата регистрации компании, подтверждение права собственности, контактная информация, интернет-адрес и т.д. Проверить контрагентов можно через специализированные платформы. Например, «СПАРК», «Контур. Фокус». В –пятых – страхование ценных предметов, правильный подбор грузового автомобиля, использование технических средств и устройств против угона автотранспорта. И, конечно, обращаться к услугам частных охранных организаций.
– Когда груз отправляется с вооруженной охраной ЧОПа, риск хищения груза снижается?
Безусловно. Но не только потому, что в кабине грузовика находится вооруженный сотрудник охраны. Но еще и благодаря тщательному планированию маршрута и оценке сопроводительных документов.
– Как формируется стоимость сервисного пакета по сопровождению груза?
Грузоотправители должны понимать, что такая услуга не может стоить дешево. Стоимость услуги зависит, прежде всего, от того, какое количество людей необходимо для сопровождения, протяженности пути следования, сложности маршрута, вида транспорта, которым осуществляется перевозка; объема и характера груза, степени потенциальной опасности, продолжительности работы сотрудников охраны, степени их вооруженности. Стоимость услуги также включает анализ предстоящего маршрута с целью его максимальной оптимизации с точки зрения безопасности.
В интервью использованы материалы Совместного отчета TT club, IMPACT и ТАРА о криминальных тенденциях в грузоперевозках в России –2020.
Ранее был опубликован материал «Сопровождение грузов: от Москвы — до Камчатки».