Почему репутация – важный актив бизнеса?
01 февраля 2022
Репутация с каждым годом приобретает важное значение для бизнеса, являясь стратегически значимым активом компании.
Как репутация влияет на бизнес? Из чего формируется? Какие репутационные риски существуют? Как увеличить репутационный капитал?
Ответы на эти и другие вопросы – в материале Группы компаний РСТБ.
Деловая репутация – это…
У понятия «деловая репутация» не существует единого определения. Репутация – это специфический вид нематериальных активов, который нельзя оценить напрямую. Деловая репутация демонстрирует, насколько компании доверяют клиенты, партнеры, сотрудники.
Термин «деловая репутация» упоминается в статье 150 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Статья причисляет деловую репутацию к нематериальным благам. Оценивается репутация как нематериальный актив, который повышает экономическую ценность организации.
Оценка деловой репутации начинается с открытия бизнеса. Деловая репутация является объектом бухгалтерского учета и ставится на баланс. Для оценки деловой репутации с позиции бухучета используется специальный термин – «гудвилл».
Для оценки репутации используются качественный и количественный показатели. Качественный показатель рассчитывается с помощью опросов, рейтингов (в том числе пресс-рейтингов, в которых рассчитывается количество позитивных и негативных упоминаний в СМИ), социального анкетирования. Количественный показатель рассчитывается с помощью объема реализуемой продукции, метода избыточной прибыли.
Из чего формируется?
Деловая репутация формируется на основе ряда факторов. В их числе – управленческий опыт, законопослушность, клиентоориентированность, эффективная маркетинговая стратегия, нацеленность на развитие, качество товаров или услуг, наличие постоянных клиентов и партнеров, уровень квалификации персонала, высокий уровень корпоративной культуры, лидирующие позиции в отрасли, социальная и благотворительная деятельность, внешний имидж и образ компании и др.
В общем виде процесс формирования и поддержания репутации можно описать формулой: Репутация = Действия +Коммуникации.
Репутационные риски
Репутационные риски – это риски, которые приводят к потере дохода компании и ее статуса вследствие негативного отношения клиентов, партнеров, сотрудников, поставщиков. Выделяют два типа репутационных рисков: внутренние (причина находится внутри компании) и внешние (причина находится вне компании).
К внутренним репутационным рискам можно отнести: действия сотрудников (действующих и бывших), уровень сервиса и его качество, сомнительная рекламная кампания, осознанное удаление отрицательных отзывов, ценовая политика, негативные условия трудоустройства, отсутствие фактического следования корпоративной политике, несоблюдение конфиденциальности данных, предоставление заведомо ложной информации о продукте или услуге, уклонение от уплаты налогов, игнорирование запросов СМИ, ошибки в управлении, уровень эффективности использования ресурсов др.
К внешним репутационным рискам относятся: отношения с государством, партнерами, лидерами общественного мнения; оценка компании в СМИ, репутация отрасли, оценка аналитиков.
В целом все вероятные репутационные риски подразделяются на три категории: технические, человеческие, экономические. Риски оцениваются по критериям: вероятность возникновения, серьезность последствий, способы контроля.
Управление репутацией
Управление репутацией в Интернете (Online reputation management – ORM) – важная составляющая маркетинга. Включает в себя следующие основные блоки: мониторинг упоминания о компании, управление репутацией в поисковых системах, посев позитива, работа с негативом, крауд-маркетинг (управление репутацией компании с помощью пользовательских рекомендаций.
Традиционно выделяется три этапа управления репутацией: исследовательская работа (аудит текущей внутренней и внешней репутации компании), формирование стратегии (включая определение инструментария и фиксирование конкретных сроков), реализация мероприятий в соответствии со стратегией.
На этапе исследовательской работы определяется, какая информация (отрицательная или положительная) о компании или публичной персоне присутствует в Интернете. На основе собранных данных анализируются репутационные потери.
Чтобы проанализировать репутационный фон компании в медиапространстве, можно воспользоваться специальными сервисами анализа репутации в Интернете. В их числе – Brand Analytics, YouScan, Крибрум, Google Alerts, Babkee, IQBuzz, Медиалогия, ПрессИндекс и др.
Репутационную стратегию разделяют на две части: стратегию формирования, закрепления и поддержку репутации; защиту репутации и антикризисные действия. При выборе репутационной стратегии необходимо учитывать наперед, как она сработает в кризисной ситуации.
Важно! Управление репутацией в медиапространстве должно быть комплексным и системным. Необходимо использовать максимальное количество способов и инструментов взаимодействия и влияния на целевую аудиторию.
ТОП – 5 инструментов управления репутацией в Интернете
Перечислим ТОП – 5 эффективных инструментов управления репутацией в Сети.
1.SERM (Search Engine Reputation Management) – инструмент управления репутацией в поисковых системах. Для анализа выдачи используют несколько вариантов поисковых запросов. В их числе – название компании, бренд + отзывы, организация + отзывы сотрудников, название компании + URL сайта.
2. Мониторинг упоминаний. Позволяет определить репутационный фон компании в Интернете: что говорят об организации, в какой тональности и с какой периодичностью. Анализируются Интернет – СМИ, социальные сети, тематические и отраслевые форумы, сайты-отзовики и др.
3.Управляемые ресурсы. К ним относятся корпоративный сайт, лендинг. На этих ресурсах возможно модерировать отзывы и оперативно на них реагировать, размещать полезный и позитивный контент.
4. Размещение позитивных отзывов о компании. Необходимо стимулировать клиентов оставлять положительные отзывы. Эксперты рекомендуют бизнесу разработать систему мотивации лояльных клиентов на написание положительных отзывов.
5. Работа с негативными отзывами. Важно! Не удалять отзывы! Рассматривать эту работу как точки роста для компании и демонстрацию искренней готовности разобраться с ситуацией. Оперативный ответ на отзыв – это работа не только с его автором, но и с потенциальными клиентами. Главное – избегать шаблонных ответов, быть доброжелательными, выразить готовность разобраться в ситуации и погасить конфликт.