+7 495 351 45 88 круглосуточно без выходных Заказать консультацию 109387, Россия, Москва, ул. Люблинская, 42

+7 495 351 45 88 круглосуточно без выходных Заказать консультацию

Охраняя большинство

10 ноября 2022

статья

Особенности охраны массовых мероприятий с участием частных охранных предприятий

В ноябрьском выпуске журнала «Директор по безопасности» в рубрике «Есть решение» вышла статья Игоря Еремина, генерального директора Группы компаний РСТБ, посвященная специфике охраны массовых мероприятий.

Мы предлагаем ознакомиться с содержанием статьи.

В России с каждым годом растет популярность и посещаемость массовых мероприятий – общественно-политических, религиозных, спортивных, досуговых, культурно-зрелищных, выставочных, праздничных, рекламных и др.

Важная роль при проведении мероприятий в местах массового пребывания людей (далее – ММПЛ) отводится обеспечению высокого уровня безопасности. В перечне возможных рисков – вероятность конфликтов (потасовки, драки, паника, давка и т.д.), групповые нарушения правопорядка (к примеру, попытки поклонников прорваться в зону гримерок к артистам, поджог файеров на стадионах, экстремистские проявления и др.), террористические акты, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера и др.

Какие мероприятия нуждаются в охране? Вправе ли частные охранные предприятия обеспечивать общественный порядок во время проведения массовых мероприятий? Какие мероприятия, направленные на обеспечение безопасности, проводятся до и во время проведения публичных и массовых мероприятий? На какие мероприятия чаще всего привлекаются частные охранные предприятия? Как распределяются обязанности? Разберем эти и другие вопросы в статье.

Виды массовых мероприятий

Условно массовые мероприятия можно разделить по следующим признакам: по содержанию и направленности (общественно-политические, культурно-зрелищные, спортивные), периодичности проведения (разовые: открытие мемориальных комплексов, памятников, аллей и др.) и повторяющиеся: (выборы, съезды и др.); значимости (международные, общероссийские, республиканские и местного значения: городские, районные), способу возникновения (организованные, спонтанные), возможности участия (общедоступные, ограниченные количеством участников), по месту (в зданиях, сооружениях, спортивных комплексах, на открытой местности).

Цифры и факты

Обеспечение безопасности во время проведения массовых мероприятий является ключевой задачей правоохранительных органов и привлеченных специализированных структур, к которым относятся и частные охранные предприятия. Для понимания масштаба этой деятельности приведу некоторые цифры.

Так, правоохранительным органам во время проведения Чемпионата мира по футболу (14 июня – 15 июля 2018 г. в 11 городах России) помогали более 14 тысяч сотрудников частных охранных предприятий. В частности, сотрудники ЧОПов были привлечены к обеспечению безопасности передвижений игроков и VIP-персон, а также мест массового скопления людей (гостиниц, кафе, баров и др.).

В обеспечении безопасности на фестивале фейерверков «Ростех» в Братеевском каскадном парке 13 и 14 августа 2022 года (проводилось в столице в седьмой раз) приняли участие свыше 4,5 тысячи человек. Среди них – свыше 1,1 тысячи сотрудников полиции; 2,6 тысячи представителей Росгвардии, а также более 800 народных дружинников и представителей частных охранных организаций.

На фестивале «Спасская башня», который проходил на Красной Площади в Москве с 26 августа по 4 сентября текущего года, безопасность обеспечивали около тысячи человек. В их числе – около 600 сотрудников полиции и Росгвардии, им помогали более 400 представителей частных охранных организаций и контрольно-распорядительных служб. Об этом сообщила пресс-служба департамента региональной безопасности и противодействия коррупции столицы.

Более 10 тысяч человек обеспечивали порядок на улицах Москвы во время праздничных мероприятий ко Дню города 10 - 11 сентября 2022г. В частности, 10 сентября за безопасностью следили около 5,5 тысяч человек, среди которых свыше 3 тысяч – полицейские, почти 2 тысячи – сотрудники Росгвардии, более 200 – народные дружинники и около 300 – сотрудники частных охранных организаций. На следующий день за порядком следили более 5 тысяч человек, из которых около 3 тысяч – полицейские, более 2 тысяч – росгвардейцы, по 50 человек – народных дружинников и частных охранников. Об этом сообщалось на официальном портале Мэра и правительства столицы.

Законодательные аспекты

Порядок привлечения сотрудников охраны для обеспечения общественного порядка при проведении массовых мероприятий регламентирован ФЗ от 07.02.2011 «О полиции», Законом РФ от 11.03. 1992 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации, Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 №587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности», Приказом МВД России от 17.04.2013 №211 «Об утверждении типовых форм соглашений о содействии частных охранных организаций правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений».

В соответствии с п.5 ч.3, ч.4 ст.3 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий является отдельным видом лицензионной деятельности. Организации, осуществляющие охранную деятельность, обязаны оказывать содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе в местах оказания охранных услуг и на прилегающих к ним территориях.

Таким образом, обеспечивать правопорядок в местах проведения массовых мероприятий вправе только те охранные организации, у которых данный вид деятельности указан в лицензии. Для всех видов охранных организаций (в т.ч. не имеющих права обеспечивать порядок в местах проведения массовых мероприятий) законом установлена обязанность оказывать содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка в местах оказания охранных услуг и на прилегающих к ним территориях.

Для заключения соглашения об обеспечении правопорядка частная охранная организация направляет соответствующее письменное соглашение в правоохранительные органы с приложением документов и материалов, характеризующих деятельность этой организации, а также перечня обязанностей, которые она готова взять на себя.

В перечне обязанностей – организация совместных патрулей, содействие в вызове дежурных служб в случае обращения граждан в местах осуществления охранной деятельности; предоставление правоохранительным органам имеющихся или используемых на охраняемых объектах технических средств охраны, средств аудио- и видеонаблюдения для использования их в целях обеспечения общественной безопасности и др.

Такое обращение рассматривается в сроки и порядке, которые установлены для рассмотрения обращений граждан. По результатам рассмотрения правоохранительный орган принимает решение о целесообразности (нецелесообразности) заключения соглашения об обеспечении правопорядка. Количество охранников определяется ОВД по согласованию с руководителем частного охранного предприятия.

Специфика работы. Общие моменты

Специфика охранной стратегии во многом зависит от особенностей проводимого мероприятия.

Во всех случаях частные охранные предприятия предварительно согласовывают свои действия с правоохранительными органами и организаторами события и принимают участие в разработке общего плана действий. При его разработке учитывается следующее:

– тип события – спортивное соревнование, концерт, фестиваль, промоакция, народные гулянья и др.;

– паспорт безопасности ММПЛ;

– методические рекомендации;

– оперативная обстановка;

– место, время проведения, ожидаемое количество участников, в том числе – VIP персон;

– ближайшие к ММПЛ транспортные коммуникации;

– пропускная способность мест массового пребывания людей с учетом его площади, скорость и плотность потока людей;

– маршруты следования участников события, пути отвода пешеходных потоков и транспорта;

– состав и количество привлекаемых средств и сил, места их размещения, задачи, а также порядок взаимодействия с ответственными в каждом секторе или участке;

– порядок взаимодействия с правоохранительными органами и другими подразделениями, задействованными в обеспечении правопорядка во время проведения массовых мероприятий и др.

При этом необходимо учитывать, что охрана мероприятий должна быть организована максимально незаметно для окружающих, чтобы не нарушать отдыха и позитивного настроения участников события.

Незримая работа

Работа сотрудников охраны начинается задолго до проведения мероприятия и продолжается после его завершения.

Перед проведением события проводится комплекс мероприятий: изучаются программа мероприятия и особенности охраняемой территории, анализируется оперативная обстановка и заблаговременно продумываются способы и методы решения потенциальных угроз и конфликтных ситуаций; изучаются схемы выходов с территории при эвакуации на случай возникновений ЧС, изучается схема организации дорожного движения с указанием стоянок служебных транспортных средств и участников мероприятия; проводятся рабочие встречи с правоохранительными органами и организаторами мероприятий и др.

Работа сотрудников охраны ЧОПа продолжается и после завершения публичного мероприятия, когда его участники покинули территорию. Цель итоговой работы – проверка того, что все участники покинули территорию или помещение. Особое внимание уделяется предметам, забытым участниками мероприятия.

Зоны ответственности

Основными задачами сотрудников охраны при обеспечении порядка в местах проведения массовых мероприятий являются: участие в организации контрольно-пропускного режима, пресечение фактов нарушения общественного порядка в местах проведения массовых мероприятий и на прилегающих к ним территориях; выявление потенциально опасных предметов, которые могут являться источником опасности для участников события и др.

Любое действие сотрудников охраны регламентировано должностными инструкциями и внутренними приказами. Контроль за несением охранниками службы по обеспечению безопасности общественного порядка в ММПЛ осуществляется должностными лицами охранного предприятия.

К стандартным обязанностям сотрудников частных охранных предприятий в период проведения массовых мероприятий можно отнести следующие:

– проверка места проведения массовых мероприятий на предмет обнаружения взрывных устройств;

– заблаговременное изучение потенциальных угроз, связанных с подготовкой и проведением мероприятия;

– контроль допуска посетителей на территорию проведения мероприятия;

– координация перемещений участников мероприятий в пределах локации;

– пресечение правонарушений в рамках правового поля;

– участие в локализации и ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций, в том числе вследствие террористических акций;

– контроль правомерности парковки автотранспорта в непосредственной близости от места проведения массового мероприятия;

– осуществление обхода и осмотра места проведения массового мероприятия согласно схеме маршрута и др.

Вместо вывода:

В профессиональной охране нуждаются все публичные и массовые мероприятия без исключения: и масштабные проекты с высокой концентрацией людей, и мероприятия частного/коммерческого характера. Например, мероприятия, которые организовывают бизнес или event-агентства. В их числе – корпоративные праздники, тимбилдинги, презентации, конференции и др. Частные охранные предприятия – всегда в списке партнеров организаторов подобных событий.

На сегодняшний день частные охранные предприятия остаются надежным инструментом обеспечения безопасности во время проведения массовых мероприятий. Это отмечают как представители правоохранительных органов, так и организаторы массовых мероприятий.