+7 495 351 45 88 круглосуточно без выходных Заказать консультацию 109387, Россия, Москва, ул. Люблинская, 42

+7 495 351 45 88 круглосуточно без выходных Заказать консультацию

Частная охрана: тогда и сегодня

20 мая 2022

история

Группа компаний РСТБ («Решение Сервисных Технологий Бизнеса») продолжает публикацию статей в рамках информационного проекта «Охрана в деталях».

Проект, посвященный 30-летию со дня принятия Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», стартовал 15 июня 2021 года. Цель проекта – рассказать об актуальных аспектах охранной деятельности, событиях и фактах, конкурентных вызовах и инновациях, законодательных инициативах и стандартах.

Специалисты Группы компаний РСТБ вспоминают историю становления и развития частной охраны вместе с участниками негосударственной сферы безопасности России.

Отраслевые летописцы

В Интернете существует множество публикаций, посвященных истории становления и развития частной охраны в России. О первых шагах развития частной охраны в России упоминали отраслевые Интернет – порталы. В их числе – портал по охране и безопасности Chop Moscow, национальный портал по охране и безопасности ГардИнфо, медиапортал по вопросам охраны и безопасности «Хранитель» и др.

Особое место в списке отраслевых летописцев занимает журнал «Мир Безопасности», который с 1992 года является экспертом во всех вопросах, касающихся частной охранной деятельности. На базе отраслевого журнала сформирована информационная площадка, на которой представители охранного сообщества и органы власти рассказывают о развитии и отрасли, достигнутых результатах, современных проблемах и вызовах, перспективах развития отрасли.

Этапы развития частной охраны в России

Поэтапную квалификацию развития частной охраны в России можно представить следующим образом:

Первый этап (Становление и развитие вооруженной физической охраны для защиты торгов-купеческой деятельности как разновидности предпринимательства»): с XII в. до начала 30-х годов XX в. В этот период частная охрана начинает формироваться как профессиональное занятие, предполагающее наличие и использование специальных познаний в методах и формах защиты собственности, предупреждения и расследования преступлений.

Второй этап («Стихийное возникновение частных охранных структур, обусловленное столь же стихийным возникновением спроса на частную охрану»): с конца 80-х гг. до начала 90-х гг. В этот период сформировалась базовая модель охранного бизнеса, преимущественно на основе физической охраны стационарных объектов путем создания и обеспечения контрольно-пропускного режима. Охранные услуги включались в уставы предприятий наряду с множеством других услуг. Почти одновременно стали возникать индивидуальные частные детективные предприятия (ИЧДП). Уже в сентябре 1989 г. насчитывалось около 83 кооперативов, связанных с охранной деятельностью. После появления ряда законов (о предприятиях и собственности и др.) к концу 190 г. в стране было 66 частных детективных структур.

Третий этап («Становление и борьба с криминалом»): 1992–1998 гг. Дата принятия Закона Российской Федерации от 11.03.1992 г. №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» считается официальной датой рождения рынка охранных услуг в России. В течение 1992 г. были приняты основные нормативные и подзаконные акты, необходимые для практической реализации заложенных в законе норм. В эти годы происходит значительный рост и становление легального рынка охранных услуг и сопутствующей инфраструктуры в виде школ обучения охранников, специализированных СМИ т.д., что было вызвано стечением нескольких обстоятельств: массовой приватизацией и развитием частных финансовых институтов; кризисом государственных правоохранительных институтов и массовым уходом кадров из силовых ведомств; лавиноообразным обострением криминогенной обстановки, возникновением новых видов мошенничества, невозвратом кредитов и т.д. По оценкам экспертов, в то время рынок услуг безопасности на 50-80% принадлежал криминальным структурам. Спрос на легальную охрану значительно опережал предложение, поэтому цены на охранные услуги держались на очень высоком уровне. Частная охранная деятельность в этот период была высокорентабельной деятельностью. Основным, а часто и единственным маркетинговым приемом было подчеркивание связей с правоохранительными органами. Ближе к 1998 году для рынка стало характерным не только количественное, но и качественное изменение, в первую очередь оказываемых услуг. Произошел переход к обеспечению охраны и безопасности в широком понимании. В компетенцию охранных предприятий входила не только физическая охрана, но и гарантирование сделок, урегулирование имущественных споров, принуждение к исполнению, частная детективная деятельность. Оказание услуг по комплексной безопасности (охранных, детективных, технических) позволяло более успешно защищать интересы клиентов. Уровень конкуренции между охранными предприятиями был невысок. Места хватало всем. Охранный бизнес в Москве безусловно лидировал в стране и определял основные тенденции развития. Для региональных структур важным конкурентным преимуществом было вхождение в состав какого-либо московского объединения. Ситуация на рынке частных охранных услуг уже в полной мере контролировалась лицензионно-разрешительными подразделениями МВД.

Четвертый этап («Кристаллизация рынка»): 1998 – 2002 гг. Серьезным испытанием для частной охраны стал дефолт 1998 г. Многие ЧОПы, особенно СБ перестали существовать. Однако многие ЧОПы в этот период перестроились, сократили издержки и даже сумели сохранить людской потенциал. В то же время дефолт и последующие трудности привели к тому, что руководители охранных структур были вынуждены резко сократить социальные программы, оценивать эффективность отдачи от каждого сотрудника и разрушать микроклимат первых лет работы, когда подбор кадров шел по корпоративному принципу («единомышленники», которые приходили в ЧОП как в семью). Охранный бизнес вынужден был переходить на рельсы именно бизнеса, когда на первое место ставится эффективность. В течение этого периода и далее неуклонно начала снижаться доля ветеранов правоохранительных органов от числа всех работающих охранников. У рядовых охранников резко упала заработанная плата и профессия превратилась из достаточно престижной в массовую рабочую. Начался процесс расслоения на работодателей и работников. Таким образом, после 1998 года на рынке охранных услуг остались наиболее сильные и экономически грамотные структуры. Одним из следствий кризиса стало создание, внедрение и развитие новых технологий в обеспечении безопасности: интеллектуализация охраны, с одной стороны, и предложение более дешевых охранных услуг – с другой. Усилилась конкуренция, острее стали проявляться проблемы демпинга, вовлечения ЧОПов в конфликты хозяйствующих субъектов. Оживление промышленности привело к качественному изменению клиентской базы охранных предприятий. Возросла роль объектовой охраны. В 2000– 2022 гг. начинается экспансия московских охранных структур в регионы. Вместе с тем региональные ЧОПы начали заявлять о себе на общероссийском рынке. Начало второй чеченской войны, усиление террористической угрозы привели своего рода к мобилизации частных охранных организаций. Очень остро встал вопрос о необходимости организации эффективного взаимодействия правоохранительных органов с частными охранными организациями. В 1999 году на этой волне был создан Координационный Совет ГУВД г. Москвы по взаимодействию с охранно-сыскными структурами.

Пятый этап («От правоохраны к бизнесу»): 2002 – 2008 гг. Характерными особенностями этого периода наряду с бурным количественным ростом охранных предприятий и численности занятых в них квалифицированных охранников являются качественные изменения в менеджменте, технологиях, психологии работников и характере взаимоотношений с государственными органами, тем более что в 2002 году в МВД России были приняты принципиальные решения о необходимости развития вневедомственной охраны, а взаимодействие с частными охранными организациями отошло на второй план. С годами начались персональные изменения среди руководителей-лидеров. К руководству структурами все чаще приходят наемные менеджеры, из которых единственным критерием успешности их деятельности является норма прибыли и показатели развития организации. Все чаще структуры возглавляются людьми, никак не связанными с правоохранительными органами. Они строят бизнес, а не занимаются охранной деятельностью, и делают это более профессионально. Он более мобилен, более приспособлен к изменениям на рынке. Экономический рост, развитие охранных технологий и более жесткая учетная политика государственных органов привели к стабильному росту числа охраняемых объектов. Приход на рынок иностранных компаний, внедрение успешными российскими компаниями принципов современного менеджмента и переход на цивилизованные формы отношений с охранными организациями заставляют руководителей охранных структур также совершенствовать управление организациями. Возросла роль юридических служб, рекламы, маркетинга, внедряются электронные системы контроля за персоналом и др. Существенно изменяются технологии охраны. на первый план выходят технические средства сигнализации, так называемая пультовая охрана, и средства видеоконтроля. Обострение конкурентной борьбы приводит к расширению ассортимента услуг, попыткам расширить клиентскую базу за счет среднеобеспеченных граждан и госбюджета.

Шестой этап («К частно-государственному партнерству»): с 2008 г. по настоящее время. Данный этап характеризуется усилением государственного контроля за сферой функционирования рынка охранно-сыскных структур, попыткой максимального использования правоохранительными органами потенциала негосударственных структур безопасности в обеспечении правопорядка и профилактике преступности, а также первыми попытками регламентировать выход российских охранных предприятий на международный рынок. Сотрудничество с правоохранительными органами выходит на качественно новый технологический уровень. Это мониторинг подвижных объектов, видеонаблюдение, развитие технических средств и т.д. 22 декабря 2008 года был принят Федеральный закон №272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля в сфере частной охраны и детективной деятельности. Одним из важнейших его положений явилось закрепление нормы, предусматривающей, что порядок взаимодействия правоохранительных органов с частными охранными организациями в обеспечении правопорядка и профилактике правонарушений устанавливается Правительством Российской Федерации.

В помощь государству, бизнесу, обществу

Как мы видим из истории становления и развития частной охраны, отрасль активно развивается, а клиенты ЧОПов не представляют свой бизнес без помощи специалистов охранной отрасли.

Сегодня рынок негосударственных структур безопасности – это реальный и стабильно развивающийся сектор российской экономики. В настоящее время в Российской Федерации функционирует около 18 тыс. частных охранных организаций, в которых работает более 650 тыс. квалифицированных частных охранников. Ими обеспечивается охрана более 1млн. 400 тыс. объектов различной формы собственности.

Особо следует подчеркнуть, что охранная деятельность данных структур частично разгружает и снимает с государства определенную финансовую нагрузку, позволяет решать многие социальные вопросы путем создания новых рабочих мест.

Правоохранительные органы рассматривают негосударственный сектор охранных услуг как важный элемент в организации системы государственной безопасности. Широко используется потенциал частных охранных предприятий при проведении массовых мероприятий. Частные охранники привлекаются к участию в обеспечении правопорядка практически на всех масштабных мероприятиях.

Так, в ходе обеспечения безопасности на мероприятиях Чемпионата мира ФИФА 2018 была привлечена 51 частная охранная организация. Непосредственно ЧОПами обеспечивалась охрана 236 объектов Чемпионата.

При этом неоценим вклад частной охраны в обеспечении общественного порядка на самих объектах охраны. Так, только за прошедший 2021 год ими задержано более 50 тыс. правонарушителей, в том числе 6 тыс. граждан за нарушения, имеющие признаки уголовных преступлений.

Также следует отметить, что определенной части охранных организаций доверено обеспечивать охрану объектов, к которым предъявляются особые требования по их антитеррористической защищенности. К таким организациям, охраняющим образовательные учреждения, предъявляются особые требования, в том числе в части подготовки и повышения квалификации частных охранников.

Кроме того, с учетом складывающейся социально-экономической ситуации, частные охранные организации на сегодняшний день являются одними из крупнейших работодателей в Российской Федерации, где по оценкам специалистов задействовано порядка 1,5 миллионов граждан.

Источник: журнал «Мир Безопасности» (специальный выпуск, посвященный 15-летию негосударственной и сыскной деятельности в РФ, юбилейный выпуск, март 2022г., посвященный 30 – летию частной охранной деятельности). Статья Голощапова И.А, Климочкина О.В. «Частная охранная деятельность в России».