Безопасность ритейла: тренды, прогнозы, технологии
02 июня 2022
26 мая состоялась 5 – я юбилейная ежегодная профессиональная конференция IMPERATOR-FORUM 2022. Организаторами события выступили ГК «Император» и «РБК Конференции».
Мероприятие проходило в гибридном формате – офлайн встреча с онлайн трансляцией. Конференция включала в себя несколько сессий, на которых рассматривались тенденции ритейла и охранного бизнеса. Модератором выступил Сергей Матвеев, эксперт в сфере безопасности в ритейле.
На конференции выступили эксперты из ведущих розничных сетей России, а также представители Росгвардии. Участники обсудили актуальные тренды российского ритейла, появление новых и трансформацию уже существующих моделей розничной торговли, оптимизацию бюджетов на безопасность, нехватку кадров в охране и ее причины, изменения в законодательстве, основные тенденции развития частной охраны в России и др.
В рамках конференции организаторы провели опросы среди участников по наиболее актуальным темам в сфере безопасности: «Сколько новых решений вы тестировали за год?», «Сколько вы готовы отдать за профессиональную охрану ГБР в ТЦ?», «На сколько больше вы готовы платить за налоговую прозрачность подрядчика по безопасности?», «Рынок труда стал другим. Ожидаете рост ставок на физическую охрану в течение года?», «Ваш прогноз по изменению бюджета на безопасность на 2023 год», «Ритейл готов платить федеральному ЧОП больше, чем локальному?» и др.
Специалисты Группы компаний РСТБ присоединились к онлайн- конференции, по итогам которой подготовили конспект с выступлениями некоторых спикеров.
Олег Климочкин, заместитель председателя технического комитета по стандартизации НИЦ «Безопасность»:
«Первоочередная задача для нас – стабилизировать и повысить качество охранных услуг. Этого от нас просит Росгвария с Координационным советом по вопросам частной охранной деятельности. Мы постоянно мониторим ситуацию. Поэтому на вторую половину текущего года у нас запланирован мониторинг рынка охранных услуг, в первую очередь, на социально важных объектах и объектах массового посещения граждан, к которым относятся и крупные торговые центры. Механизм нами был отработан в прошлом году. Мы проверяли/мониторили расценки охранных предприятий в ряде крупных торговых центров. Готовили представления руководителям этих торговых центров, где указывали, что, если, действительно, оплата не позволяет охраннику даже МРОТ выплачивать (уже не говорю про 20% прибыли), то здесь, возможно, есть какая-то серая схема. Естественно, пишем письмо в Прокуратуру. Это единственный орган, который имеет право достаточно оперативно реагировать на деятельность охранных предприятий. Дополнительной проверке может быть подвергнут и заказчик охранных услуг с учетом статьи 54.1 Налогового кодекса по недолжной осмотрительности. Следующее направление, которым мы занимаемся, это изменение критериев оценки. Мы подготовили и направили письма в Правительство РФ от РСПП, от ТПП, от общественных объединений работодателей и ряда организаций. Этот механизм у нас уже отработан. В этих письмах мы также обратились с просьбой о запрете аукционов на оказание охранных услуг, в которых только одно требование – цена, больше никаких критериев не существует. Третье направление – это повышение качества охранных услуг, это стандартизация охранной деятельности. Нами принято уже порядка шести ГОСТов в сфере безопасности школ, медучреждений, безопасности на объектах высшего образования. Единственный общий стандарт, который у нас на данный момент принят – это пультовая охрана. В стадии разработки – обеспечение порядка в местах массового пребывания людей. Это будет не один стандарт, а несколько. Мы будем делить по видам мероприятий (спортивные, социально-политические и др.). В 2023 г. мы планируем перейти к основному стандарту – оказание услуг постовой охраны. Уже создана добровольная сертификация частной охраны. На данный момент более 50 охранных предприятий прошли эту сертификацию… Ритейл интересуют крупные охранные предприятия, где есть отделы по работе с персоналом, постоянно проводятся тренировки, обучение, осуществляется контроль за работой сотрудников охраны».
Михаил Харламов, руководитель комитета по стандартам и образовательной деятельности Ассоциации клининговых и фасилити операторов
«На сегодняшний день в нашей Ассоциации насчитывается порядка 120 членов, общая суммарная выручка в год составляет более 60 млрд. рублей, общий штат персонала – более 50 тыс. человек. Поясню, для чего нас пригласили. Мы с 2018 г. прошли то, о чем вы сейчас говорите. Это – процесс обеления и легализации персонала. Мы были одними из первых отраслевых делегаций, которые пришли в налоговую с предложением ввести некий бенчмаркинг для регулирования ценообразования. Для чего мы это делали? Все-таки наша конференция посвящена безопасности, а мы понимаем, что безопасность бывает, как физическая, так и санитарно-эпидемиологическая, экономическая и т.д. После введения в 2018 г. статьи 54.1 Налогового кодекса РФ, Исполнитель, заключивший договор на оказание услуг, а клининг, как и безопасность – это услуга, согласно статье 54.1 НК РФ, услуги должны оказывать непосредственно сотрудники Исполнителя, либо субподрядчики… Мы были в постоянном диалоге с фискальными органами, и с Прокуратурой. Больше всего с ФНС. Мы до сих пор работаем с центральным аппаратом ФНС, они нас слышат, и это преимущество. Нам предложили объединиться в Ассоциацию, чтобы был конкретный орган для общения. Таким образом организовалась наша саморегулируемая Ассоциация, где мы предложили себя как экспертов фасилити услуг. Мы разложили детально все ценообразование и показали, из чего состоит цена. Более 60%, как в сфере безопасности, ложится на зарплату. У охранного бизнеса, например, существуют вахтовые надбавки. Главное понять, какие вахтовые надбавки можно использовать, а какие нельзя. Во время обсуждения, что брать за основу заработной платы: МРОТ или рыночную, мы, как Ассоциация, предложили и ввели в свое понятие «стандарты» минимальной оплаты труда сотрудников и калькуляцию услуг. В течение года мы плотно взаимодействовали с Казначейством, с Минфином, обсуждали калькуляцию, обосновывали каждые статьи. Таким образом, наша отрасль попала в проект отраслевого обеления. Таким образом, мы создаем диалог с ФНС и начинаем анализировать показатели… Почему заказчик рискует, работая с нелегальной компанией? Потому что он по статье 54.1 НК становится выгодоприобретателем. Если заказчик не проявляет должную осмотрительность, то ответственность ложится на заказчика. От нас налоговая стала требовать официального трудоустройства всех сотрудников с выплатой всех причитающихся сумм. Полная легализация персонала позволила войти членам нашей Ассоциации в «зеленую» зону. Это значит, что с нашей компанией можно заключать договор…Обеление отрасли, неважно какой, это тот шаг, который мы должны сделать. Ближайшие 3-4 месяца завершат с нами, и уже следующей человекоемкой отраслью, будет охранная отрасль. Для этого достаточно объединиться, проявить себя как экспертное сообщество».
«Главное решение проблемы – это популяризация профессии. Пока мы перестанем видеть в охраннике смотрящего (к сожалению, в торговых центрах в 90% это так и происходит), пока мы не будем внедрять автоматизированные системы распознавания лиц и т.д., легализацию трудовых мигрантов, у нас будет продолжаться трудовой кризис. Для того, чтобы народ к нам пошел, эта работа должна быть привилегированной. Это зависит от нас с вами. Сервис дешевым не бывает. Сервис всегда дорогой».
Татьяна Батырь, эксперт по продукту SuperJob.ru
«Рынок труда один из первых реагирует на изменения в экономике. Почти сразу фиксирует наступление глобального кризиса и первый же начинает восстановление. Во время первой волны covid 19 активность бизнеса в апреле 2020 г. упала до минимальных значений. В настоящее время мы наблюдаем восстановление рынка, но до доковидных показателей еще очень далеко. Детальную информацию можно найти на нашем ресурсе. Большое прирост наблюдается в резюме (сырье, строительство и проектирование, недвижимость и т.д). Резонный вопрос: «Где же соискатели?». Рынок и бизнесы восстанавливаются. Резюме и вакансии растут, а где те самые соискатели, которых мы очень ждем? Рынок труда перераспределился. Соискатели, которые по объективным причинам потеряли место работы, перешли в другие сферы. Что же влияет на поведение соискателей? На поведение соискателей влияет большое количество факторов. Вот несколько важных их них: пандемия, демографическая яма, отсутствие иностранной рабочей силы (трудовые мигранты не могут массово вернуться на свои рабочие места). Поэтому те компании, которые работали с иностранными работниками, стали бороться на рынке за одно и то же, за то малое количество российских граждан. Конкуренция на рынке на рядовые позиции выросла в разы. Следующий фактор – это удаленная работа, которая сильно стерла границы между городами РФ. Имея удаленную работу, кто-то не возвращается на предыдущую работу, следующий фактор – это развитие технологий. Открылась большая доля рынка. Сначала она была не для всех заметна и понятна. Сейчас это активно развивается. Также важный фактор – переоценка ценностей. Пандемия и последние события, которые происходят в стране, заставили людей пересмотреть приоритеты в жизни. Семья, здоровье и безопасность стали гораздо важнее, чем успех, карьера и т.д. Это значит, что и решение соискатели принимают совершенно по-другому. Еще важный аспект – перепрофилирование. Закрытие бизнесов заставило активно искать новые типы занятости. Совокупность названных факторов привела к уменьшению рабочей силы в целом и перераспределению внутри рынка труда. Теперь мы можем посмотреть динамику в сфере безопасности. Сейчас в России наблюдается значительный спрос на охранников. Практически во всех регионах. Меньше всего спрос в Санкт-Петербурге (17%) и Ленинградской области (12%). Количество активных соискателей за это время прибавилось только на 15%. Сфера охранной деятельности на рынке труда считается одной из самых пострадавших в 2020 году, так как предприятия массово закрывались, количество вакансий сократилось в несколько раз. Охранники, оставшиеся на рынке труда, вынуждены были искать новую работу в других областях. Что же происходит с зарплатными ожиданиями? Соискатели оказались в дефиците и дороже оценивают свои услуги. Если в Москве и Санкт-Петербурге примерно этот уровень остался в прежних показателях, то в остальных регионах видно увеличение. В лидерах Сибирский федеральный округ, Северокавказский федеральный округ, Уральский федеральный округ, Дальний Восток. Какой выход? Активно вступать в борьбу за соискателей. Как это сделать? Первое – это удерживать персонал. Привлечение и адаптация персонала обойдутся дороже, чем удержание текущего. Необходимо пересмотреть политику общения с соискателем, предоставляемые бонусы, увеличить воронку и расширить портфель источников привлечения, укреплять HR-бренд. Идеально задействовать несколько площадок для привлечения персонала. Сейчас выбирают работодателей, а не наоборот. Конкуренция за персонал продолжится».
Дмитрий Буданов, председатель Клуба менеджеров по безопасности «Сфера»:
«С февраля-марта появился тренд сокрушительного падения спроса на менеджеров по безопасности высшего и среднего звена, но при этом спрос на телохранителей, охранников, действительно, сохраняется. Единственное, что он скорректировался по формулировкам… Рынку охранных услуг в Российской Федерации 30 лет, и он очень молодой. В глобальном разрезе это очень молодой рынок. То, что сейчас происходит, о чем говорили и другие спикеры, мы находимся в процессе. Мы не придем к какому-то решению завтра-послезавтра. Но этот процесс уже запущен и это хорошо. Мы в любом случае придем к какому-то регулируемому рынку. Это нормально, это естественно, это цивилизованный подход… К примеру, я скажу, что ставка охранника в Швеции составляет 30 евро в час, которую платит клиент. Я не настаиваю, что мы к этому придем, но я говорю о том, что рынку охранных услуг Швеции около 100 лет. Если говорить о будущем для охраны (я вижу, что происходит на международном рынке) физическая охрана будет, ей быть. От нее никто не уходит. Меняется качество людей и при этом растет огромный спрос на пультовую охрану и реагирование. Говоря о комплексных системах безопасности, когда физическая охрана дополняет технические средства или наоборот, то этого как раз не происходит, потому что это дорого. За современную технику многие не готовы платить. И поэтому, из того, что я вижу на рынке, что некоторые фичи по безопасности какого-то оборудования уже встраиваются в производственные процессы. Например, появляются «умные» дома. И скорее всего это тоже тренд. Я сомневаюсь, что модель комплексной безопасности будет выживать. Еще один из трендов – это управляющие компании, с которыми все чаще и больше будет работать охранный бизнес… Говоря о весе стоимости охранных услуг в тендерах, она не может быть больше 20%. Потому – что превалируют многие другие вещи. Например, репутация, опыт и др.».
Андрей Аванесов, заместитель начальника управления лицензионно-разрешительной работы Росгвардии
«Мы пока наблюдаем. Естественно, основное направление, которое мы видим в развитии охранной отрасли, это – повышение качества охранных услуг. Потому что постоянные жалобы госкомпаний и коммерческих компаний на некачественные охранные услуги, охранники работают без удостоверений, набирают людей с «улицы» … Это нас, как регуляторов, очень сильно волнует. Потому что дальнейшие последствия, которые возникают в рамках некачественной услуги, это – причинение ущерба жизни и здоровью, различные ЧП, которые происходят. Второй момент – это повышение качественного уровня людей, которые работают в охранных организациях. Это краеугольный камень, потому что за 30 лет сейчас делаются первые шаги на повышение этого уровня профессиональной подготовки охранников».
Роман Крупко, экс-руководитель службы безопасности «Пятерочка»
«Расходы на безопасность в ритейле неуклонно сокращаются. И, конечно же, «обеление» этих услуг не повлечет за собой увеличение расходов на безопасность. Думаю, что расходы на охранные услуги останутся прежними, но количество охранников, которые будут привлекаться к охране торговых сетей, неуклонно сократится. И перейдут на некие другие виды охраны. Это симбиоз технической охраны, распознавания лиц… Если брать некоторые торговые сети, мы видим, что количество охранников сократилось, но отказаться от охранника в магазинах полностью на самом деле невозможно. Почему? Потому что персонал тогда начинает на себя брать задачи охранника».
Сергей Малютенков, Управляющий партнер ГК «Император»
«Сегодня буду говорить о кейсе с компанией «М. Видео». Расскажу об услуге «Центр Правды». Когда-то говорили, что СБ в ритейле должна сокращать потери, потом появился тренд на предотвращение потерь, потом говорили об управлении потерями. Сейчас говорят о трансформации СБ. Возникает вопрос, куда двигаться руководителю Службы безопасности? Безопасность должна двигаться в сторону бизнеса, трансформироваться в сторону бизнеса. Другая вечная тема – новые технологии и решения. Сейчас больше говорят не об инновациях, а о том, как их внедрять, обосновывать перед акционерами выделение бюджетов на инновации. Сейчас стали говорить не только о дефиците бюджета, но и о дефиците ресурсов. Это не только деньги, но и время. На одном мероприятии мы обсуждали с коллегами из «М. Видео» эти вопросы, и мне сказали коллеги «Сергей, давай внедрим модель, которая не только будет предотвращать классические потери со стороны шоплифтеров или со стороны нелояльных сотрудников компании, а в более широком плане. Предложили взглянуть на потери шире. По большому счету это все то, что уменьшает прибыль бизнеса. Она может уменьшаться не только за счет краж в торговом зале. Как же нам отработать эту модель в условиях дефицита ресурсов? Нужно сфокусировать свои усилия на оставшихся ресурсах. Сбор данных и анализ мы можем делегировать кому-то, а вот выбор решения должен выполнять собственник бизнеса. Мы предложили такую модель, где мы автоматизируем или делегируем этапы «сбор данных», «анализ», «действие» и освобождаем ресурсы наших клиентов для самого важного – выбора решения. Где мы собираем данные? У нас есть несколько каналов для сбора данных, но в данном пилоте мы решили начать с самого бюджетного. Это удаленный видеомониторинг. Что это такое в нашем исполнении? Поскольку наша компания занимается обслуживанием технических систем безопасности, мы работаем с разными клиентами и везде видим одинаковую ситуацию, что почти везде есть видеонаблюдение, но оно, как правило, активно не эксплуатируется. Мы соединили 4 элемента. Мы взяли существующее оборудование видеонаблюдения, добавили интернет-канал, добавили третий элемент – платформу сбора данных о нарушениях. Таким образом, оператор выполняет четыре основные функции – отрабатывает по цифровому облачному чек-листу контроль регламентов с определенной периодичностью, наблюдает онлайн за ситуацией, обеспечивает коммуникацию с представителем в магазине, отрабатывает инциденты. В качестве платформы сбора данных мы выбрали решение под названием CheckOffice. Логика CheckOffice точно отражает то, что мы хотели достичь в рамках пилота. Мы хотели, чтобы изменения происходили точно, быстро, бережливо. За полгода количество хищений сократилось в 5 раз. Каждый месяц мы проводим совещание с нашими заказчиками, подводим промежуточные итоги. Мы начали переход от обычного ситуационного центра в сторону центра, которые мы назвали «Центр Правды». Центр этот независимый. Это наша позиция, мы считаем, что его надо создавать не в рамках структуры заказчика. Это должна быть независимая структура. Наш пилот с «М. Видео» по договору длится 9 месяцев. Мы прошли две трети пути. За 6 месяцев мы собрали объективные данные и показали результаты по значительному сокращению нарушений. Сократили не только количество, но и сроки устранения нарушений. Мы нашли не один случай хищений как со стороны покупателей, так и со стороны персонала. Мы выполнили задачу точно и быстро, используя инструменты аналитики».
Александр Яковлев, операционный директор по безопасности «М. Видео»
«В 2019 г. мы приняли очень серьезные изменения с точки зрения стратегии безопасности. Мы решили уходить вообще в другую парадигму безопасности. Основной акцент был сделан на цифровизацию процесса. Вторая история – это сервисная парадигма безопасности. Третья история –риск-ориентированный подход. Мы применили лучшее, из того, что есть в теории и практике управления потерями и рисками. Мы воспринимаем деятельность как операционный риск. Условно говоря, если классическая безопасность работает с хищениями, мы стараемся работать со всем спектром операционной деятельности. В рамках этой парадигмы мы начали двигаться. Это первое. Вторая история заключается в том, что «М. Видео» обладает большим парком объектов, большим количеством сотрудников. Управлять таким объемом очень сложно в рамках «ручного привода». Поэтому стратегия, которая строится на «цифре», должна строиться на цифровых решениях. В 2019 г. мы начали использовать платформу, которая покрывает все нужды ритейла, покрывает все необходимые процессы управления безопасностью и процессы управления операционным риском. Мы ее успешно используем. Мы строим свою деятельность на основе анализа каких-либо отклонений».